Home News Video Library Mags Françê
STORE English ART
QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONALLIBRARYГуманизм: новый взгляд на вечную проблему

NOOSPHERE4.jpg


 08.03.2012

Гуманизм: новый взгляд на вечную проблему

Образование

Гуманизм: новый взгляд на вечную проблему

Версия для печати

30.01.2012

media/2012/01/mamedov_215x150.jpg

В последнее время ЮНЕСКО поддерживает идею необходимости формирования нового гуманизма. Обоснованно считается, что современный мир нуждается в конкретных действиях по достижению этого высокого социального идеала [1].     

В широком смысле с понятием гуманизма связаны самые приятные ассоциации для человека, поэтому его часто отождествляют с признанием человеческого достоинства, любовью к человеку. Гуманизм, в общем и целом, означает в представлении человека высшую ценность, действие в интересах людей, их будущего. Но почему сейчас речь идет о новом гуманизме?

Истоки гуманизма восходят к древним временам. Считается, что человек вырвался из животного мира благодаря осознанию необходимости табу  —  «не убий!». Развитие разума, зарождение основ нравственности, подавление диких первобытных инстинктов определило становление человека.

Первые концепции гуманизма сформировались в эпоху становления философии. Одной из значительных считается концепция гуманизма Конфуция. Мораль, по Конфуцию, несовместима с насилием над человеком.

В Древней Греции Сократ обосновал известное положение о возможности предотвращения насилия путем нахождения в диалоге универсальной истины. Сократу принадлежит тезис: «Лучше терпеть несправедливость, чем причинять ее».

Эко-гуманистический характер носил древнеиндийский принцип ахимсы – непричинения вреда всему живому, который впоследствии стал одним из предпосылок индуизма и буддизма.

Непростой оказалась судьба гуманизма в Средние века, когда в общественном сознании доминировали установки христианства и ислама. Христианство возникло как религия рабов, угнетенных, низшего сословия. Оно победило древний мир не насилием, а силой духа и жертвенностью. Но, победив и создав могущественную церковь, как известно, христианство повернуло от мученичества праведников к мучительству инквизиции [2].

Несомненно, христианство и ислам в той или иной степени повлияли на развитие гуманизма. Но в целом они концентрируются не на индивидуальной личности, а на том, что выше личности, что ее превосходит и поглощает: образе Божьем. Ведь ни христианство, ни ислам  не обещают счастья человеку в этом мире (что для гуманизма является высшей целью). Согласно этим религиозным учениям, люди получают воздаяние в соответствии со своими земными грехами и заслугами в загробном мире.

Классический гуманизм восходит к эпохе Возрождения, к антропоцентризму, пришедшему на смену средневековому, теоцентрическому мировоззрению. Гуманизм стал пониматься как утверждение ценности личности, которая стремится к самореализации посредством творческой деятельности.

Классический гуманизм выводит человека из природы и ставит его над нею, как того, кто может (а значит, имеет право) ее преобразовать и устроить по своему (человеческому) образу и подобию. Это имело как позитивные, так и непредвиденные, негативные последствия.

В целом абсолютизация индивидуализма и потребительства в Новое время привела к торжеству агрессивно-потребительских ценностей, что впоследствии усилила социально-экономическое расслоение и насилие в обществе, обусловило возрастание экологической опасности.

Для преодоления сложившейся ситуации возникли различные альтернативные концепции гуманизма. Это, например, концепции, развиваемые либерализмом, марксизмом, экзистенциализмом. Каждая из этих концепций абсолютизирует какую - либо грань идей гуманизма: право на жизнь, справедливость, равенство.

На самом деле спасти замысел гуманизма может только идея ненасилия. Исторические формы гуманизма были несовершенны, поскольку в них ненасилие не стало системообразующим фактором. Вот почему возникла необходимость в формировании новой, интегративной концепции гуманизма.

Для этого сейчас есть веские основания. Двадцатый век был веком великих научно-технических свершений. Однако эпохальные  свершения человеческого интеллекта  не затронули природу человека. Люди  и в древние времена прибегали к насилию и убивали друг друга, и сейчас продолжают делать это, кажется,  ничего не изменилось за тысячелетия.

Катаклизмы современного мира, социально-экономические, экологические и иные кризисы предстают в несколько ином свете, если рассматривать их в контексте представлений о гуманизирующей функции культуры.

В культуре представлена важнейшая способность человека и всего человеческого рода к саморазвитию, делающая возможным сам факт человеческой истории.  Мыслители Нового времени видели в культуре главное средство исправления природных пороков человека и предотвращения социальных катаклизмов. Так, ХYIII  веке Иммануил Кант видел в культурном развитии необходимое условие морального совершенствования человеческого рода, которое позволит в итоге достигнуть «вечного мира» между народами. Кант особенно не обольщался скорым достижением предначертанной им великой цели. Он видел реализацию своего замысла в масштабе исторического времени и подчеркивал, что в каждый период времени весьма важны даже слабые признаки его приближения.

Человечество со времен И.Канта особенно не продвинулось в данном направлении. Агрессивность людей за два столетия не уменьшилась. Получила определенное теоретическое подтверждение (благодаря развитию генетики и психоанализа) консервативная, инерционная природа человека, его сознания (подсознания).

Опасность для современного человечества происходит из его неспособности разумно направлять процессы социальные, которые во многом обусловлены архаичной природой человека [3].Этот вопрос получил новое, неожиданное освещение благодаря фундаментальным работам К.Г.Юнга и представителей его школы об архетипах, коллективном подсознательном. Коллективное бессознательное наследуется, а не развивается индивидуально. Система архетипов – своего рода «генетический код», программа деятельности и развития. Таким образом, человеческий разум обладает собственной историей, и психика сохраняет много следов от предыдущих стадий своего развития.

Наши знания об инстинктах вообще и об агрессии  в частности, однозначно позволяют утверждать, что нельзя  абстрагироваться от наличия агрессивного инстинкта в современном человеке. В условиях беспрецедентного возрастания технической мощи человечества это становится чрезвычайно опасным фактором для цивилизации.

Представляется, что способы регулирования человеческой агрессии  в ближайшее время должны выйти на передний план теоретической и практической деятельности современного общества. Поразительно, что до сих пор общество целенаправленно и систематически не занимается  этим вопросом.

            Осознание необходимости переориентирования агрессии и повсеместная реализация этой глобальной программы может стать  поворотным моментом в истории человечества. Сейчас человечество способно на самом высоком международном  уровне принять всестороннюю программу действий, начать формировать новый, подлинный  гуманизм. Этот процесс может быть реально инициирован решением соответствующей конференции глав государств под эгидой ООН, координирующим центром в формировании новой социальной действительности может выступать ЮНЕСКО.

 

 

Данные об авторе: Мамедов Низами Мустафа оглы, доктор философских наук, директор Института глобализации и устойчивого развития «Академии МНЭПУ», профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, действительный член Российской академии естественных наук, эксперт ЮНЕСКО.

 

(nizami-mamedov@mail.ru

Тел.:792-18-13 (моб)



[1] Бокова Ирина. Новый гуманизм в XXI веке, ЮНЕСКО,2010.

[2] Горелов А.А. Эволюция гуманизма (от древности до наших дней) // Гуманистические основы взаимодействия цивилизаций: М., 2008. С. 44–60

[3] Лоренц К.Агрессия (так называемое «зло»).М.,2009,284-285.

Низами Мамедов



Дата: 08.03.2012 (Прочтено: 1587)
Copyright © QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONAL   Все права защищены.


Напечатать статьюНапечатать статью
Отправить статьюОтправить статью

Комментарии к статье

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.
(Для регистрации надо иметь E-mail и подтвердить регистрацию)



PARTNERS CONTACTS GUESTBOOK REGISTRATION

При цитировании материалов ссылка, гиперссылка для Интернет, обязательна.