Home News Video Library Mags Françê
STORE English ART
QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONALLIBRARYАнни Безант. Путь от Социализма к Теософии (Исторический портрет)

NOOSPHERE4.jpg


 14.03.2012

Анни Безант. Путь от Социализма к Теософии (Исторический портрет)

История
Е.В. НИКАНДРОВА
(историк, преподаватель МИПК имени И. Федорова)

АННИ БЕЗАНТ – ПУТЬ ОТ СОЦИАЛИЗМА К ТЕОСОФИИ
(ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ)


Я за социализм любви, а не социализм ненависти
Анни Безант.


Жизненный путь выдающегося политического, общественного деятеля и журналиста Англии и Индии Анни Безант известен немногим в нашей стране. На русском языке сейчас стали появляться ее работы по теософии, но деятельность Анни также связана с социалистическим и национально-освободительным движением в этих странах. В этой работе собрана воедино крайне разрозненная информация об А. Безант, ее стремлениях найти истину, найти лучшее устройство общества. А для этого необходимо было полностью воссоздать картину жизни Анни на фоне сложившейся исторической ситуации в Великобритании конца 19 – начала 20 вв.
Анни Вуд (Безант) родилась 1 октября 1847 года в Лондоне в семье Вильямса Пейджа Вуда, представителя древнейшего английского рода Вудов, вышедших из Девоншира. Ее мать Эмилия Вуд (урожденная Моррис) была из ирландской знатной семьи. В характере Анни было больше ирландского, чем английского. На личность Безант огромное влияние оказала ее мать, которая воспитала в своей дочери стремление всегда сохранять гордость и безупречную репутацию. Эту заповедь Анни пронесла через всю жизнь, несмотря на все испытания, выпавшие на ее долю.
Отец Анни был очень образованным человеком, он занимался изучением философии и религии, но особого влияния на формирование мировоззрения дочери не оказывал, так как рано умер, когда ребенку было всего 5 лет. Но от отца она унаследовала жесткий и логичный ум, способность идти твердой поступью по жизни, не страшась ошибок и различных преград. С самого детства, под влиянием матери-католички. Она увлекалась чтением религиозных книг с раннего возраста, научившись читать в 5 лет. Любимая книга детства Анни – «Потерянный рай» Мильтона. После смерти отца семья оказалась в тяжелом положении. С восьми лет Анни воспитывалась в семье родственников. Ее образованием и воспитанием стала заниматься мисс Э. Мэрриэт. Вуд многим ей обязана, особенно за любовь к знаниям, за умение учиться, которую привила Анни ее наставница. Мисс Мэрриэт требовала, чтобы все занимающиеся у нее дети учили только то, что понимают, чтобы они могли объяснить суть вопроса. Она развивала у учеников логику мышления и правильную речь. Так у Анни с детства образовалась привычка ясно думать и выражать свои мысли. Тетя учила своих питомцев уважению к бедным. Она организовала воскресную школу для бедных, и дети из ее семьи, в том числе и Анни, иногда давали уроки в этой школе. Под влиянием мисс Мэрриэт религиозное чувство еще больше усилилось и получило уклон в сторону изучения евангелистов, которое занимало все ее свободное время.
В 1861 году Анни вместе с мисс Мэрриэт поехала за границу. Они путешествовали по Германии, Франции с образовательной и просветительской целью: они посещали церкви, соборы и музеи, отказываясь от посещения балов и театров. Одно время Вуд хотела уйти в монастырь, но тетя убедила ее серьезно заняться своим образованием. Анни продолжала заниматься немецким языком и музыкой с учителями.
С 1862 по 1865 гг. А. Вуд училась в женском колледже Харроу. Кроме основных занятий Анни продолжала изучать произведения отцов христианской церкви. В круг ее чтения входили: «Пастырь» Регмеса, «Послание Поликарпа», «Варнава» Игнатия, Климемента, «Комментарий Златоуста», «Исповедь» Августина Блаженного. Еженедельное причастие стало центром, вокруг которого вращалась религиозная жизнь Анни Вуд, сопровождаемая постоянно увеличивающимся сознанием соприкосновения с божественным. Служить Христу через его церковь — это идеал ее жизни в молодые годы. Стоны по судьбам человечества раздавались в ее сердце всю жизнь. По ее словам, она «принесла с собой из прежних жизней, в которых служила людям, способность слышать их. Из тех жизней восставали те картины мученичества, которые увлекали ребенка. Они вдохнули в девушку страстное религиозное чувство, заставили женщину встать лицом к лицу с презрением и бесславием, и, наконец, привели ее к теософии, которая объясняет жертву и открывает такие возможности служения людям, перед которыми бледнее все остальное»* 1. После тщательного изучения евангелистов ее впервые начинают посещать сомнения в вероучении, так как Анни видела несоответствия между Евангелиями, но в это время ее вера стояла крепко. Она постоянно повторяет тертуллиановское изречение «верю потому что невозможно» (абсурдно).
Мужчины не занимали никакого места в жизни Анни Вуд, которая все свое время посвящала изучению религиозных книг, и весь ее внутренний мир был направлен на любовь к Иисусу Христу, она даже хочет уйти в монастырь. Перед ней встает компромиссный вариант: она решает стать женой священника англиканской церкви Фрэнка Безанта, положение которой, по – мнению Анни, уступает только положению монахини. Зимой 1867 года она выходит замуж из-за стремления быть полезной людям и Богу. Ей было 20 лет, она не была готова к браку, так как Анни совсем ничего не знала о своих семейных обязанностях.
Осенью 1867 года А.Безант гостила у своих друзей в Пенблтоне, близ Манчестера. Главу семьи мистера Робертса звали в округе «адвокатом бедного люда». Он принимал активное участие в агитации, которая привела к освобождению женщин от работ на рудниках. Анни часто слышала его рассказы о женщинах и детях – работниках. «Этот чудесный человек был моим первым учителем в радикализме и я оказалась способной ученицей… Для мистера Робертса бедные рабочие были членами общества, производителя богатства, они имели право на самоуправление, а не на заботу о себе… И свое мировоззрение он передавал мне при каждом удобном случае, — писала А.Безант в своей «Автобиографии»*2. Она часто ездила с ним в Манчестер, посещала с ним различные судебные заседания (она присутствовала на слушании дела Аллэна — сторонника ирландских фениев), она понимала, что в Англии еще много несправедливости. В это время Анни Безант знакомится с радикальной периодикой, регулярно читает газету «National Reformer», редактором которой был Чарльз Бредлоу, ее будущий соратник. С этого времени Анни начинает интересоваться общественной жизнью и проблемами страны. Так «она выплыла из безопасной гавани счастливой и мирной девичьей жизни в обширное море жизни»* 3.
Супружеские отношения Анни с Фрэнка Безант не удались, их мнения о семейной жизни в корне расходились: ее муж считал, что мужчина должен властвовать в своем доме и от жены требовал покорности, Анни же привыкла к свободе и была равнодушна к мелочам семейной жизни, она была импульсивна, вспыльчива и горда. Беззаботная, жизнерадостная, восторженная девушка превратилась в замкнутую, гордую, сдержанную женщину. Она пыталась тщательно выполнять свои хозяйственные обязанности, но всегда стремилась уйти от забот к книгам, богословию, наукам. Ее сильная воля восставала против ограничений в рамках семьи. В частной жизни она была труслива, но в обществе Анни была сильна и тверда, особенно при защите собственного мнения и дела.
В январе 1869 года у Безант родился сын Дигби, а в августе 1870 года родилась дочь Мабель, которая была очень болезненным ребенком. Весной 1871 года она заболела тяжелой формой воспаления легких и чуть не умерла. Это сильно повлияло на веру А.Безант в Бога: она стала сомневаться в его существовании. Эти долгие месяцы страданий в несчастном браке, бесцельные муки ее дочери, которая чудом выжила, нанесли первый удар по ее вере, ее «религиозное прошлое стало злейшим врагом ее скорбного настоящего»* 4. Но чувство оскорбленной справедливости и правды оставило осадок в ее душе и привело в будущем к атеизму. Анни считала, что религия нравственно устарела и необходимо обязательно усовершенствовать ее этику и философию.
Вскоре их семья переезжает в Линкольншир. А.Безант продолжает изучать книги ортодоксальных и еретических религиозных авторов: Робертсона, Столфорда, Брука, Грего, Лиддона, Макселя и др. Скептицизм Анни усиливался, но сомнений в существовании Бога тогда не возникало в её душе.
В этот период своей жизни она работала в приходе, ухаживая за больными и пытаясь облегчить участь бедным. Безант познакомилась с положением земледельцев и с земельным вопросом, о котором впоследствии она вела много споров в Фабианском обществе, познакомилась с движением Иосифа Арчи, создавшего союз земледельческих рабочих, который боролся за повышение заработной платы наемных работников. Она знакомится с учением свободомыслящей церкви (Broad Church) через проповедь её приверженца Войселя, книги Теодора Паркера, сочинения Фрэнсиса Ньюлана, которое (учение) утверждало, что Бог любит каждого человека и сострадает всем своим творениям *5.
Также в этом учении подчеркивалась человечность Христа за счет его божественности, а учение о вечных муках и заместительном искуплении грехов (одних людей за других) отошло, но Анни вновь начинает сомневаться в божественности Христа. Затем пишет статью «Божественность Иисуса из Назарета», в которой уже нет сомнения: «... я отреклась и время молчанья прошло, ... я готова была участвовать во всех церковных службах, но не могла больше принимать святого Причастия, ибо в этом обряде признавалась божественность Иисуса и его искупительная жертва, чего я не могла более признавать...»* 6.
О ереси жены пастора пошли слухи по всей деревни Сибсей в Линкольншире, где они жили. В 1873 году брак распался: Анни продолжала отказываться от Причастия, и ей было предоставлено право выбора: либо повиновение, либо изгнание из семьи. Несмотря на просьбы матери, она избрала последнее, так как правда и истина были для неё дороже всего. Её брат помогал ей добиться развода, доказав тяжелое положение Анни в семье. Она оказалась опекуншей своей дочери, (сын остался с отцом) и ей была назначена небольшая пенсия. А.Безант говорила, что дорогой ценой обрела она свободу: домашний очаг, друзья, общественное положение — такова была уплаченная ею цена* 7. Анни Безант долго искала себе работу в Линкольншире, затем вместе с матерью и дочерью переехала в Лондон, в Норвуд. В мае 1874 года умирает её мать, смерть которой Анни тяжело переживает. Поиски работы продолжались, вскоре её знакомые — семья Скоттов предлагает ей написать книги и брошюры по вопросам богословия, религиозное воспитание детей, которые позволяли ей зарабатывать немного на жизнь. Эти дни научили её сочувствовать тем, кто борется за выживание, как она сама боролась. Она искала свой путь в жизни, свое место в этом мире, из прежней веры у неё почти ничего в душе не осталось, вера в Бога постепенно таяла, пытаясь заполнить этот вакуум, изучала различные философские системы. Эта дорога привела её к атеизму, а затем и к теософии.
Однажды, в книжной лавке, Анни Безант наткнулась на номер газеты «National Reformer» от 19 июня 1874 года. Она купила газету, в которой ее внимание привлекла статья о национальном независимом обществе (National Secular Society), которое занималось пропагандой свободной мысли. Анни Безант решила вступить в это общество и написала письмо редактору газеты «National Reformer» Чарльзу Бредлоу. Анни Безант послала свое имя как действительного члена, и 2 августа 1874г оно было занесено в список членов общества, и она встретилась с Ч.Бредлоу, что вылилось в дружбу на годы. Большой ум Бредлоу, его прекрасная речь остались в памяти Анни на всю жизнь. Некоторые его мысли были особенно важны для Безант: «Никогда не следует выражать своего мнения о каком-нибудь предмете, не прочитав самых сильных вещей, сказанных против близкой вам точки зрения… Будьте сами себе строжайшими из судей, прислушивайтесь к своей собственной речи и критикуйте ее: читайте брань по своему адресу и поищите, нет ли там какого-нибудь зерна правды» *8.
Бредлоу был человеком изящных манер, уважительно относившийся к женщинам любого социального положения, пэр или ремесленник для него были равны. Он всегда боролся за политическую и религиозную свободу (сам был атеистом), за что подвергался гонениям со стороны государства. Впоследствии А.Безант считала, что атеизм был промежуточным этапом эволюции души, дальнейшая эволюция ее знания, душевной организации привела к ее высочайшей
духовности в период ее увлечения теософией. Эти атеисты признавали, что
существует единая субстанция, которая объединяет материю, дух, бытие, и жизнь едина, хотя разнообразна в своей эволюции. Материя и дух, различные проявления единой субстанции, которую мы называем Богом. Вселенная вечна, нельзя мыслить Божество вне Вселенной. Божество и есть та единая субстанция, из которой происходят все вещи в силу вечных законов природы, как бы мы его не называли (Бог или силы природы). Существует «материальность материи и духовность духа», — писала А.Безант в своей книге «О природе и существовании Бога». Бога как физического тела быть не может. Божество сливается со Вселенной, отождествляется с природой. Но познать эту субстанцию мы не можем, все человеческие способности бессильны перед непознаваемым. Нежелание верить без доказательств и утверждение того, что скрывается за явлениями, непостижимо для человека в его настоящем состоянии. «Атеист не имеет Бога, но он не утверждает, что нет Бога, атеист не говорит: «Нет Бога», он говорит: «Я не знаю, что вы подразумеваете под словом Бог, у меня нет представления о Боге. Я не могу отвергать того, о чем я не имею представления» *9. То, что не может быть предметом знания, не должно быть и предметом веры — вот позиция атеистки А.Безант, отраженная в ее книге «Евангелие атеизма» (1876 год). В 1877 году в своей книге «Почему я не верю в Бога» Анни писала, что до сих пор не было определения Бога, которое не противоречило бы самому себе, и не было нелепым. Атеист верит, в существование Вселенной и не верит в Бога, его ум не находит почвы для разумной веры, но он верит в человека, в его растущие силы, в его возрождение, в его приближающееся торжество через знание, любовь к труду. «С точки зрения науки, жизнь не есть сущность, а только свойство... Жизнь и смерть выражают два рода комбинаций материи, из которой одна всегда предшествует другой» *10. Анни Безант все больше и больше увлекается биологией и химией, которые дают ответы на некоторые вопросы, касающиеся жизни живых организмов.
Такова была атеистическая философия, по которой А.Безант жила с 1874 по 1889 год. Атеисты — это авангард армии свободной мысли, прогресса, которые подчиняются только законам природы и с помощью труда совершенствуют мир. По мнению Безант, человек, входящий в ряды общества Свободомыслия должен помнить о сохранении нравственности и помнить о долге человека перед человеком. Человек должен расти и нравственно совершенствоваться, но нельзя резко ломать старые нравственные принципы, не дав взамен ничего лучшего. Истинная основа нравственности есть польза, то есть приспособление наших действий к увеличению общего благополучия и счастья, стремления так устроить нашу жизнь, чтобы служить человечеству и благодетельствовать ему *11.Человек должен жить в соответствии с нравственными принципами независимо от религии. «Нравственность, — пишет Безант в своей книге «Истинные основы нравственности» (1874), — должна опираться на установленную свободу, чтобы путем политических и религиозных изменений, реформ человеческая жизнь становилась чище и возвышеннее. Равенство перед законом всякого мужчины и женщины — необходимое право для свободного индивидуального развития каждого человека с помощью нравственного совершенствования»* 12.
Идеальное человечество христианина А.Безант — это человечество рабское, нищее, надломленное, смиренное, покорное власти. Идеальное человечество атеиста есть человечество свободное, не признающее господина над собой, не терпящее тирании, самодовлеющее, заступающееся за брата своего, гордое, правдивое, честное, мужественное *13, служащее для блага ближнего своего. Это был крик освободившейся из-под гнета души, нашедшей себя, свое выражение в атеистической философии.
По мере эволюции человечество должно бороться со злом и помочь может только наука. Корень зла – невежество, бедность, неправильное воспитание, то есть плохая окружающая среда. Всю деятельность человека надо направить на ее совершенствование. Спасти цивилизацию смогут только сами люди. Многое Анни вынесла из этих идей свободомыслия, но главное, что ее ум был открыт для восприятия все новых и новых истин, для поиска путей развития ее мировоззрения и человечества вообще. Невежество людей и неправильное понимание атеизма привело к тому, что в обществе многие были враждебно настроены к обществу Свободомыслия и его членам, в том числе Бредлоу и Безант. Они обвинялись в личной безнравственности, в стремлении все разрушать. Ее крайние политические взгляды были также в большой мере причиной общей ненависти, обрушившейся на нее. Анни вовсе не интересовала политика как таковая, а неизбежные компромиссы политической жизни были для нее невыносимыми, но как только она касалась жизни народа: она приобретала для нее интерес. Земельный вопрос, налоги, содержание королевского дома, обструкционная власть Палаты лордов – ко всему этому она приложила свою руку. Безант была поборницей и Гомруля, и страшной противницей всякой несправедливости по отношению к народам более слабым, подчиненным Англией. Она всегда оказывалась в оппозиции к правительству. Анни выступала против английской агрессивной политики в Ирландии, Индии, Афганистане, Бирме, Египте, стараясь пробудить совесть людей и осознание безнравственности захватов, грабительской политики, выступала против войн, смертной казни, против телесных наказаний, требуя национального образования вместо пушек.
С 1874 года она стала работать вместе с Ч. Бредлоу в редакции «National Reformer».Все чаще А. Безант стала выступать публично, распространяя радикальные взгляды. (В 1874 году она сделала первую попытку, а затем этим умением говорить пользовалась как оружием). Первую свою лекцию А. Безант прочла в кооперативном институте 25 августа 1874 года, которую посвятила женскому вопросу, назвав ее (лекцию) «Политический идеал женщины». Затем она часто выступала в различных обществах и аудиториях. Также она активно помогала Бредлоу в его предвыборной кампании, в его борьбе за место в Палате общин как радикала от округа Нортгемптон (борьбу он начала с 1868 года, победил на выборах в парламент в 1880-м году). Анни занималась распространением атеизма, идей общества Свободомыслия и социальных реформ. Все чаще и чаще она выступает с такими лекциями, как «Гражданская и религиозная свобода», «Существование Бога» и другими, ездит с ними по стране (посетила Глазго, Нортумберленд, Дергам и др.), в это время Безант читает и издает шесть лекций о французской революции, предварительно изучив много литературы того времени, всю историю Луи Блана, Мишеля Ломартина и других.
В 1874 году она вошла в Национальное общество секуляристов National Secular Society (Национальное независимое общество), с 1875 года Безант была избрана вице-председателем этого общества, стоявшего на широких основах свободы и имевшего лозунг «Мы ищем истину» (До февраля 1890 года председателем был Ч.Бредлоу). Общество включало в себя свободомыслящих и радикалов из различных социальных слоев, оно играло важную политическую роль в стране.
6 апреля 1877 года Ч. Бредлоу и А. Безант были арестованы как издатели брошюры доктора Наультона (последователя Мальтуса), касающейся ограничения рождаемости, которое в обществе считалось аморальным. Из многих стран мира им присылали письма одобрения и сочувствия. Благодаря поручительствам многочисленных друзей, вскоре они были выпущены на свободу. Слушание дела длилось несколько месяцев и закончилось победой Бредлоу и Безант. Брошюру они продолжили продавать с 1878 года. Кампания за ограничение рождаемости имела успех. Анни писала ряд работ по неомальтузианству: «Закон народонаселения» («The law of population», 1878 год), «Физиология дома» («Physiology of Home», 1883 год), «Marriage» (1884 год), в которых она говорила о необходимости ранних браков и ограничении рождаемости, чтобы оградить семьи от нищеты.
В связи с ее деятельностью, атеизмом, неомальтузианством и нежеланием учить дочь закону Божьему, в суд Ф. Безантом был подан иск о лишении Анни Безант опекунства над дочерью. Суд решил лишить ее этого права, ребенка отвезли к отцу, и матери было запрещено с ней видеться. Безант апеллировала несколько раз, и суд признал ее право видеть своих детей. Но это только мучило ее и детей, и Анни решает отказаться от своего права видеть их (впоследствии, по достижении совершеннолетия дети вернулись к ней). Потеряв своих собственных детей, она решила быть матерью для беззащитных детей-сирот, часто посещая различные приюты. Все обвинения были порождены невежеством и ханжеством. Но эта борьба не была напрасной: в двадцатом веке планирование рождаемости считается вполне приемлемым процессом.
Это преследование вызвало большой резонанс по всей стране и привело к широкой популярности учения Мальтуса. Имело место несколько больших демонстраций в пользу права свободного обсуждения спорных вопросов: в Манчестере, Бретфорде, Бермингеме и др. была создана Мальтузианская лига, в совет которой вошла и А. Безант. Стал издаваться журнал «Мальтузианец», идеи распространились даже в Америке (А. Безант отказалась от мальтузианства в 1891 году после ее вступления в теософское общество).
А. Безант сыграла свою роль и в политической борьбе того времени. Когда в полной силе было правительство Дизраэли (лорда Биконсфильда) с его политикой аннексий и агрессивности, она (Анни) орудовала языком и пером, ее статьи в защиту частной и либеральной политики в Индии и против вторжения в Афганистан и других несправедливостей положили не в одном индусском сердце основы расположения к ней *14. Это теме она и посвятила свою книгу «Англия, Индия и Афганистан», написанную в 1878 году.
Под руководством Э. Эвилинга Безант при Обществе секуляристов создала в 1883 году тринадцать курсов по различным предметам. Анни кроме политической, вела активную образовательную деятельность, в которой участвовали и дочери Ч. Бредлоу. Вместе с Ипатией Бредлоу Безант в августе 1887 года ездила на конференцию Свободомыслия, где была образована Международная федерация свободомыслящих, работавшая над сближением свободомыслящих разных стран. Но эта организация мало что сделала, по выражению А. Безант «… ей недоставало энергии и жизненности». Кроме того, Анни Безант часто выступала в защиту ирландских лидеров от нападения правительства Гладстона и отстаивала право Ирландии на свободу, читала лекции о необходимости земельной реформы в Ирландии, запрещении выселения арендаторов. Участвовала в кампании Бредлоу, выступавшего за принятие билля о присяге, разрешавшем атеистам, свободомыслящим быть избранными в парламент и принимать присягу не на Библии, а просто говоря вслух о своих намерениях служить Англии. (В 1882 году билль был принят в парламенте).
В июне 1882 года А.Безант знакомиться впервые с идеями теософии, с идеями Олькотта, поклонника и соратника Блаватской. Но тогда эти идеи еще не привлекли ее. Она была вся в политической борьбе того времени.
После нашумевшей в конце 70-х годов кампании против законов о богохульстве и ограничении печати, Бредлоу и А. Безант приобрели известность по всей стране. С января 1883 года А. Безант стала издавать газету «Our Corner», которая выходила затем в течение шести лет. Это была дешевая газета для бедных слоев населения. С газетой сотрудничали М.Д. Конвей, Л. Бюхнер, Б.Шоу, Э.Эвелинг, Д. Робертсон, Ч. Бредлоу и другие.
Для Англии 1883 год начался бурно, по всей стране шла конституционная борьба* 15. Резолюции либеральных союзов расходились по всей стране, заставив правительство внести различные билли, касающиеся дальнейшей демократизации конституционного строя страны. Особое место в этой стране занимали различные социалистические организации. С 1884 года А. Безант увлекается различными социалистическими учениями, ища в них решение множества социальных, политических и духовных проблем. Она писала: «Я сознавала, что земля должна быть общей собственностью, но еще не проникла в более глубокие экономические причины бедности, хотя вопрос этот все с нарастающей силой напрашивался в уме и сердце. Социалистическое учение я вовсе не знала, изучив лишь более старых английских экономистов в молодые годы»* 16.
Она знакомится ближе с деятельностью Демократической федерации (СДФ), выступлениями в печати и на публичных лекциях представителей социалистического движения, посвятивших себя народному делу (хотя поначалу Анни была враждебно настроена к социалистам из-за их споров с Чарльзом Бредлоу, который был для нее авторитетом). В апреле 1884 года Анни Безант встречается с Д. Бернардом Шоу, писателем-социалистом, благодаря которому, Безант все глубже изучает социальные основы народной жизни.
В июне этого же года в «National Reformer» А. Безант резко выступила против билля, внесенного Дж. Леббелом, который обозначил двенадцатичасовой день как предельный трудовой срок молодого рабочего. Она утверждала, что «легальный день» должен быть восьмичасовым пять раз в неделю и пятичасовым на шестой раз. Со всех сторон социалистический спор разгорался, и я слушала, читала и много думала, но говорила мало. Социализм в своем прекрасном идеале взывал к моему сердцу, тогда как экономическая прочность его основы убеждала мой ум… вся моя жизнь была посвящена прогрессу, народу, помощи человеку»* 17.Она бросилась навстречу более сильной надежде, возвышенному идеалу социального братства, возможности даровать всем более свободную жизнь, так давно она стремилась к этому, и вот перед ней открылся путь к желанной цели. Это Анни увидела в социализме. Она предлагала помогать бедным выжить, организовывая бесплатные обеды, открывая школы для неимущих. Все глубже ее затягивал социализм.
В начале 80-х годов А.Безант открыто не причисляла себя к социалистам, так как не хотела задеть Ч. Бредлоу, который оставался верен прежним либеральным методам борьбы, не признавая современного социализма и принимавшего только отдельные идеи социалистических учений прошлого.Анни постоянно видела бедствия людей, которые явились результатом капиталистической системы и были не нужны при праве частной собственности на орудия труда: «Пока рабочий является лишь вещью и продает свой труд согласно закону спроса и предложения, он должен остаться беспомощным в тисках работодателей, и рост промышленности приведет к усилению борьбы, необходимой на время, как средство самозащиты, а такая борьба есть уже не братское сотрудничество на благо всех, а постоянная война»* 18. Она своей целью ставила – предотвращение этих войн.
Конфликт между дружественными отношениями и требованиями долга не мог долго продолжаться, и, А.Безант решает открыто примкнуть к социализму и посвятить себя социалистической работе. Ч. Бредлоу и А. Безант остались друзьями только в личной жизни, но не в политической борьбе. Безант публикует ряд статей в газете «Our Conner», отражающих ее социалистические взгляды: «Перераспределение политических сил», «Современный социализм», «Эволюция общества» и другие. Она писала: «Вопреки тем, кто превозносит нынешнее положение общества, с его несправедливо богатыми и несправедливо бедными, с его дворцами и лачугами, его миллионерами и нищими, мы объявляем, что в жизни есть идеал выше стремления быть первым в погоне за богатством и самым удачливым в борьбе за обладание золотом. Мы твердо объявляем, что здоровье, комфорт, досуг, культура, довольство для каждого индивидуума гораздо желательнее непрерывной борьбы за существование, ожесточенного притеснением слабых сильными, огромных состояний, созданных трудом других и оставленных лицам, ничего не делавшим для того, чтобы их заслужить»* 19.
Анни забывает о том, что большинство богатых немало сделали для того, чтобы стать самостоятельными людьми, но во многом она права. Социалистка Безант утверждала, что величие нации зависит не от количества крупных собственников, не от богатства больших капиталистов или от роскоши капиталистов или от роскоши вельмож, а от отсутствия бедности среди народа, от воспитания культуры масс. Достаточно для счастья хорошей работы, отдыха, радостей для каждого в равной степени – таков социалистический идеал, к которому надо стремиться.
А. Безант призывала к единению между социалистами и радикалами, считая, что слабость народных выступлений всегда заключалась в их разрозненности, в готовности различных революционных течений бороться друг против друга вместо того, чтобы бороться против нищеты, голода и болезней. Она верила, что бедность есть результат невежества и дурного общественного устройства, и может быть устранена знанием и социальным преобразованиями, не дожидаясь пока народ дойдет до крайностей и взбунтуется* 20.
В мае 1895 года Анни Безант, по предложению Б. Шоу, вступает в Фабианское обществ, которое было наиболее лояльно к другим социалистическим организациям. Сидней и Беатрисса Веббы, Анни Безант, Бернард Шоу и другие члены Фабианского общества занимались популяризацией социалистических идей, распространением экономических знаний, старались обратить внимание рабочих не только на политические, но на социальные преобразования. Фабианцы читали лекции в рабочих клубах, привлекали молодежь к социализму, искали для себя все новых и новых сторонников, выступали на митингах (4 октября 1885 года Анни Безант впервые публично выступила в Гайд-парке Лондона как социалистка), которые власти пытались запрещать. В лице А. Безант общество приобрело активного пропагандиста его идей, так как Анни была известным оратором и лектором.
Серия выступлений безработных в 1885 – 1887 годах еще поддерживала иллюзии некоторых революционно настроенных фабианцев. Однако постепенно эти иллюзии стали ослабевать: выступления безработных и рабочих не перерастали в революцию, так как имевшие работу не поддерживали их. Кроме того, рабочий класс, несмотря на проведенную социалистами пропагандистскую кампанию, не становился сознательным классом (как хотели социалисты). Сильный удар оптимизму этой части фабианцев нанесла попытка СДФ провести в 1885 году в парламент своих представителей. Результат был плачевным: в Лондоне два кандидата от СДФ вместе получили 57 голосов.
В результате этих событий в Фабианском обществе усилились позиции противников переворота. Начал выходить с января 1886 года фабианский журнал «Прэктикал соушелист», он имел подзаголовок «Ежемесячный журнал эволюционистского или нереволюционного социализма». Еще 18 декабря 1885 года на очередном собрании Фабианского общества против сторонников немедленной революции выступила Анни Безант. «Общество должно быть преобразовано путем медленной эволюции, а не революции»* 21. Главное для Безант было: решать все проблемы надо только ненасильственным путем. И сторонники революционных методов остались в меньшинстве. Начинаются поиски других возможных путей преобразования.
В конце 1887 года был нанесен новый удар сторонникам революции. Переломным моментом оказались события 13 ноября этого года. То, с какой легкостью силы полиции разогнали массовую демонстрацию, протестующую против запрещения митингов в Гайд-парке и Трафальгарской площади, показало полную несостоятельность лозунга: «Нас много – их единицы». Надеждам на революцию был положен конец. «Наши попытки организовать отряды рабочих провалились. Где «материал», с которым можно бороться за совершенное общественное устройство? Отчаяние захватывало меня, когда я его искала и не находила»* 22...Социалисты должны бороться за революцию путем закона, а не силы, не только потому, что первую осуществить легче, но и потому, что ее результаты более устойчивы и вызывают меньшее сопротивление со стороны контрреволюционных элементов», — утверждала Анни Безант *23. Эта идея привела ее в последствии к теософии.
Фабианские лидеры теперь ставили своей целью «реконструкцию» общества, основанного на конкурсной системе, чтобы «обеспечить всеобщее благо и счастье». Благожелательные настроения, даже симпатии некоторых фабианцев к отдельным членам СДФ и Социалистической лиги нисколько не меняли принципиальных позиций Фабианского общества. Они оставались сторонниками реформационного изменения существующего строя и были противниками революционной (насильственной) ломки государственных устоев. Все фабианские лидеры, а Безант в особенности, ожесточенно выступали против марксизма, были с самого начала настроены враждебно к более крайним доктринам СДФ *24. Общество, по мнению фабианца С. Вебба, Безант и других, должно было избавиться от своих зол путем постепенного проведения в жизнь реформ, в чем главная роль должна принадлежать государству. Фабианцы открыто отвергли насильственный путь решения государственных проблем. Они выдвинули конкретную программу первоочередных преобразований, которые должны были создать необходимую базу для «бессознательного» продвижения к социализму. Эта программа затрагивала различные стороны экономической, политической, социальной жизни и включала: 1) реформу парламента (подготовить парламентскую программу для премьер-министра, «обращенного» в социализм, 2) расширение прав муниципалитетов, 3) социальное законодательство, 4) налоговую реформу, 5) национализацию и государственный контроль, 6) муниципализацию *25.
Подавляющее большинство фабианцев высказывалось за создание социалистической партии. В июне 1886 года фабианцы созвали конференцию, на которую были приглашены представители радикальных и социалистических организаций. С докладами выступили Анни Безант, С.Вебб и Э.Эвелинг. Фабианцы были удовлетворены тем, что ведущая роль на конференции осталась за ними и что о них узнали в радикальных клубах.
17 сентября 1886 года на собрании Фабианского общества Анни Безант внесла резолюцию, требовавшую объединения всех социалистов в политическую партию, целью которой был бы переход в руки всего общества полного контроля над землей и средствами производства, а также над производством и распределением богатства, то есть осуществление социалистических преобразований, намеченных фабианской программой *26. Резолюция была принята большинством голосов. Фабианское общество одобрило идею создания независимой социалистической партии, хотя единой точки зрения на то, какой должна быть эта партия, у фабианцев не было. Эти вопросы и стали предметом широкой дискуссии, проводившейся на страницах журналов «Прэктикал соушелист» и «Тудей» между правым и левым крылом фабианского общества. Левые фабианцы рассматривали политическую деятельность будущей партии исключительно как парламентскую, одновременно сужая ее содержание, сведя ее к средству добиться той или иной реформы.
Точка зрения правого крыла Фабианского общества оказалась доминирующей. В манифесте Фабианской парламентской лиги, созданной для проведения в жизнь упомянутой выше резолюции от 17 сентября 1886 года, объявлялось, что время для выдвижения социалистических кандидатов еще не пришло. На выборах социалистам рекомендовалось поддерживать тех кандидатов, которые дальше всего продвинулись в социалистическом направлении». В дальнейшем предстояло провести в парламент ряд социалистов, которые и «составят ядро социалистической партии». Лига предлагала социалистам организовывать местные отделения с целью проведения подготовительной работы к местным и всеобщим выборам *27. Однако это не было сделано, и Фабианская парламентская лига прекратила существование. Число сторонников социалистической партии резко сократилось, и была полностью отброшена идея партии, затем общество окончательно перешло на реформистские позиции. Союз с радикалами, сторонником которого была А. Безант, стал невозможен. С октября 1887 года Ани отказывается от места соиздателя «National Reformer» из-за разногласий с Ч. Бредлоу по рабочему вопросу и пониманию социализма.
В этом же году А. Безант и другие социалисты организовали Социалистическую ассоциацию защиты (Sociale Defence Assooiation) для того, чтобы оказывать помощь бедным рабочим, приговоренные только на основе обвинения полиции, которые не получали должной юридической защиты. В ассоциацию входили люди, готовые взять на поруки всякого арестованного полицией за участие в демонстрациях и митингах.
После событий 13 ноября 1887 года



Дата: 14.03.2012 (Прочтено: 2370)
Copyright © QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONAL   Все права защищены.


Напечатать статьюНапечатать статью
Отправить статьюОтправить статью

Комментарии к статье

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.
(Для регистрации надо иметь E-mail и подтвердить регистрацию)



PARTNERS CONTACTS GUESTBOOK REGISTRATION

При цитировании материалов ссылка, гиперссылка для Интернет, обязательна.