Home News Video Library Mags Françê
STORE English ART
QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONALLIBRARYЦелительные Свойства Музыки (Научно-исследовательская работа)

NOOSPHERE4.jpg


 10.04.2012

Целительные Свойства Музыки (Научно-исследовательская работа)

Наука

 

ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МУЗЫКИ

(Научно-Исследовательская Работа)

 

Содержание:


I. Введение

II. Целительные свойства музыки

1. Происхождение музыки и ее виды.

2. Механизм воздействия музыки на человека.

2.1. Восприятие звука человеком.

2.2. Слуховой путь человека.

3. Влияние музыки на человека.

4. Из истории применения целебных свойств музыки.

5. Применение музыкотерапии в современной медицине.

6. Наши наблюдения и результаты.

III. Заключение.

IV. Список использованной литературы.




_________________________________________________________________________________________




 

I. Введение


 

В ней часто чудотворное горит,

И вся она немыслимо лучится,

Она сама со мною говорит

И утешить мне душу не боится.

А. Ахматова


Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет - в супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, в баре или ресторане - везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и внешнее его выражение - поведение.

Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но обычно мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.

Если сравнивать музыкальную сферу искусства с другими ее отраслями, можно сказать, что это одна из самых вдохновенных его форм. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Она может расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать и т.д.

Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Не важно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние, так или иначе, является фактом.

Целью данной работы является: выяснить, как влияет музыка на организм человека.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

1. Подобрать и изучить литературу о происхождении музыки и ее видах.

2. Разобраться в механизме воздействия музыки на человека, попытаться раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма от прослушивания музыки.

3. Путём опроса учащихся нашей школы выявить музыкальные вкусы сегодняшней молодёжи.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы:

• поисковый метод;

• метод наблюдения;

• метод анализа и синтеза;

• метод беседы и опроса;

• метод обобщения.



 

1. Происхождение музыки и ее виды.


 

Существует ряд гипотез о происхождении музыки – мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили мусикийские искусства, девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья. Музыкой и танцем отличались также праздничные свиты бога Диониса.

На основе изучения музыки различных народов мира, сведений о первичном музыкальном фольклоре племен ведда, кубу, огнеземельцев и других, было выдвинуто несколько научных гипотез происхождения музыки. Одна из них утверждает, что музыка как вид искусства родилась в связи с танцем на основе ритма. Подтверждением этой теории служит музыкальные культуры Африки, Азии и Латинской Америки, в которых доминирующая роль принадлежит телодвижениям, ритму, ударности, и преобладают ударные музыкальные инструменты.

Другая гипотеза (К.Бюхер) также отдает первенство ритму, который лежал в основе появления музыки. Последняя сформировалась в результате трудовой деятельности человека, в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда.

Теория Ч.Дарвина, исходящая из естественного отбора и выживания наиболее приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка появилась как особая форма живой природы, как звуко-интонационное соперничество в любви самцов (кто из них голосистее, кто красивее).

Широкое признание получила «лингвистическая» теория происхождения музыки, в которой рассматривается интонационные основания музыки, связь ее с речью. Одна мысль об истоках музыки в эмоциональной речи высказывалась Ж.-Ж. Руссо и Г.Спенсером: необходимость выразить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать. Необходимость подачи звуковых сигналов привела человека к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков голос стал фиксировать тон на одной и той же высоте, затем закреплять определенные интервалы между различными тонами (различать интервалы более благозвучные, в первую очередь октаву, которая воспринималась как слияние) и повторять короткие мотивы. Позже, абстрагируясь, музыка речи была переложена на инструменты. Большую роль в осмыслении и самостоятельном бытовании музыкальных явлений играла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев. При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный инструмент.

Русское слово «музыка» – греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума.

Этому способствовал ряд начавшихся в 20 в. процессов: развитие новых технологий (звукозаписи и технического воспроизведения музыки, возникновение электро-музыкальных инструментов, синтезаторов, музыкально-компьютерных технологий); знакомство с музыкальными культурами различных народов мира; интенсивный обмен музыкальной информацией между странами, народами и континентами (музыкальные программы на радио, телевидении, гастроли музыкальных коллективов, международные музыкальные фестивали, продажа аудио-визуальной продукции, использование Интернета и др.); признание музыкальных интересов и вкусов разнообразных социальных групп в обществе.

В 20 в. возникает видовое и стилистическое разнообразие музыки Появляются представления о различных «музыках», охватывающие более или менее широкий круг бытующих сегодня музыкальных явлений:

• классическая (или серьезная);

• популярная;

• внеевропейская (неевропейская);

• этническая (и традиционная);

• эстрадная (или легкая);

• джаз;

• рок – музыка;

• авангардная (экспериментальная);

• альтернативная.

Многие виды музыки определяются по среде их обитания и функциям: военная, церковная, религиозная, театральная, танцевальная, киномузыка и т.д. А также – по характеру исполнения: вокальная, инструментальная, камерная, вокально-инструментальная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и др.; по отличительным свойствам музыкальной фактуры и композиторской техники: полифоническая, гомофонная, монодическая, гетерофонная, сонорная, серийная и т.п.

Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками. Например: классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, серийность, авангард – в классической музыке; рэгтайм, диксиленд, свинг, би-боп, куул – в джазе; арт, фолк, тяжелый металл, хип-хоп, рэп, грандж – в рок-музыке и т.п.


 

2. Механизм воздействия музыки на человека.

2.1. Восприятие звука человеком.


Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Уже с незапамятных времён человека окружали они. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц… Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. Он даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и зверей. На основании врождённого и приобретённого опыта, человек воспринимает звуки по-разному. Например, высокий визг был сигналом тревоги. В то же время были успокаивающие звуки - шум дождя, свист ветра.

Звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества.

Но звуки сами по себе - еще не музыка. В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, - возникла музыка.

Можно заключить, что различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. Под старость функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию.

Орган слуха человека состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. В месте соединения наружного слухового прохода и среднего уха находится барабанная перепонка, вибрирующая под действием звуковых волн (см. приложение № 1 – схема).

Орган слуха позволяет различать все основные свойства звука: высоту, силу (интенсивность, громкость), тембр.

Человеческое ухо способно воспринимать звуки с частотой 20 - 20000 колебаний в секунду. Ухо человека наиболее чувствительно к звукам с частотой 1000 - 2000 колебаний в секунду. В этом диапазоне ухо чрезвычайно чувствительно. Сравнение энергии звуковых и световых волн, необходимой для возникновения ощущения, показывает, что ухо в 10 раз чувствительнее глаза. В музыке используются не все звуки, которые человек может слышать. В музыке всего 8 полных октав, а число простых музыкальных звуков равно 57 (8х7+1). Все эти звуки могут быть полностью воспроизведены только на одном инструменте - органе. Фортепиано и пианино имеет до 7 октав.

Нельзя себе представить более эффективного слухового прибора, чем ухо человека. Подобно глазу, оно дошло в своем развитии до такого уровня, что всякое дальнейшее увеличение чувствительности было бы бесполезным. Если бы чувствительность уха была еще выше, то оно улавливало бы беспорядочное движение молекул воздуха, и мы непрерывно слышали бы шипение или жужжание.

Возможно с такой высокой чувствительностью слухового аппарата, способного различать оттенки звука, и связано то, огромное воздействие, которое оказывает на человека музыкальное искусство.


 

2.2. Слуховой путь человека.


В психологии существует такой термин как "СЛУХОВОЙ ПУТЬ" ("Царственный путь"). Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути.

Например, скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет известный слуховой путь. Результат его - сильное раздражение и неприятное ощущение, желание немедленно прекратить этот звук.

Если мы слышим звуки духового оркестра, который исполняет марш, то нам хочется идти, двигаться или хотя бы двигать ногой или рукой в такт музыке. Слуховой путь этих звуков заранее известен. Он проходит через слуховой канал к центру движения руки или ноги, к центру сердечно-сосудистой деятельности, стимулирует центры положительных эмоций, вызывает подъем духа, человек улыбается (центры движения губ, глаз) и оканчиваться этот путь может в центре удовольствия.

Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры (например, гнева или недовольства), снимают состояние стресса, снимают боль, улучшению процессов обмена. Всё это происходит под воздействием духовной христианской классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Моцарт, Бортнянский. Но каждое произведение имеет свой слуховой путь, свое воздействие и свой результат на психическую деятельность. Нельзя к таким прекрасным результатам присоединять абсолютно все произведения классики. Классическая музыка в принципе морально небезупречна. Огромную роль в результатах прослушивания играет авторство. С каким настроением писал композитор данное произведение, какая цель его создания, кто его вдохновлял на этот труд - это играет огромную роль в результатах прослушивания произведения (см. приложение № 2. Таблица «Музыкальные произведения для гармонизации различных состояний человека»).


 

3. Влияние музыки на человека

В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось «сваренным» всмятку). «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая рок-обработке с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема. Также музыка влияет на воду. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». А вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки. Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнотическому.

О влиянии музыки на организм человека было известно c давних времен. Телесно-двигательный аспект влияния музыки самый древний по хронологии возникновения элементов музыкальной структуры. Это обусловлено простотой воспроизведения замысла – достаточно постучать палкой по выгнившему изнутри бревну, и уже возможен темпо-ритмический рисунок. Древний человек сделал такое открытие и использовал результаты для сопровождения ритуалов посвящения в воины, подготовки к охоте, которые подразумевали активное включение в себя телесно-двигательного компонента.

В процессе дальнейшей эволюции восприятие музыки становится более тонким и идет через относительно молодую (в эволюционном плане) эмоциональную систему. Музыка влияет на эмоциональное состояние человека – это всем известно. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль, усиливать агрессию...

Раньше у армии не было ни сигнальных ракет, ни радио, ни других подобных средств связи. В шуме битвы мог быть услышан только призывный голос трубы. Всего несколько коротких звуков - и участники битвы знали, что им нужно перестроиться, перейти в наступление или отступить.

Во время долгих переходов солдатам на марше помогала строевая песня или ритмичный барабанный бой. В древности, когда еще не было военных маршей, музыканты сопровождали воинов в походах, играя на разных инструментах: греки - на флейте, карфагеняне - на цитре. Римляне - на трубе и роге. Под музыку бойцы шагали легче и уверенней.

Музыка способна сплотить людей в едином эмоциональном порыве, внушить уверенность в победе. Она выражает радость победы и помогает пережить скорбь о погибших в бою.

В российской армии в XVIII - XIX веках музыке придавалось большое значение. В это время Россия участвовала в многочисленных войнах. Знаменитый русский полководец А.В. Суворов говорил: "Музыка удваивает, утраивает армию. Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил".

В годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла солдат, придавала бойцам силу и бодрость, помогала легче переносить разлуку с близкими, вселяла веру в победу (см. приложение № 3. Из воспоминаний участников ВОВ).

Сейчас, конечно, музыканты в боевых действиях не участвуют, но музыка продолжает играть большую роль во время строевых занятий, торжественных военных церемоний и парадов.

Особое влияние на человека могут оказывать звуки государственного гимна. Звучание гимна торжественное. Он часто начинается с интервала в 2,5 тона - с кварты. Гимн вызывает чувство гордости, сплачивает людей.

Практически все разработки в области музыкального воздействия осуществляются медиками или, в лучшем случае, психологами. Дальнейшие исследования в этой области, дадут дополнительные сведения и позволят еще подробнее разобраться в вопросах влияния музыки на состояние человека в целом.

 

4. Из истории применения целебных свойств музыки

Многие дpевнейшие yчения содеpжат в себе различные yтвеpждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия мyзыки на животных, pастения и человека. В дpевности выделяли 3 напpавления влияния мyзыки на человеческий оpганизм: 1) на дyховнyю сyщность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело.

Считается, что мyзыка может yсиливать любyю pадость, yспокаивать любyю печаль, смягчать любyю боль и даже изгонять болезни. Всем наyкам и изощpениям, котоpые пpидyмало человечество, дpевние мудрецы пpедпочитали пpостые звyки мелодии, котоpые они ставили пpевыше всего.

Еще в глубокой древности было известно, что звуковые колебания (и, в частности, музыка) способны оказывать эффективное лечебное или болезнетворное воздействие на человеческий организм и психику.

Пифагор, которого, помимо прочих лестных титулов, называют “первым музыкотерапевтом”, создал целую методику такой терапии и успешно применял её. А в парфянском царстве (III в. до н. э.) был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Одной из самых страшных в Средние Века считалась казнь “под колоколом”, когда приговоренного помещали под большой колокол и ударяли в него. Ещё одним пугающим примером использования звуковых, точнее, ритмических колебаний была широко известная казнь с использованием капающей на голову или рядом воды.

Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненноважных сведений о воздействии мyзыки на человека и живые оpганизмы, полyченных в pезyльтате экспеpиментальных исследований. Эксперименты велись в нескольких напpавлениях: влияние отдельных мyзыкальных инстpyментов на живые оpганизмы; влияние мyзыки великих гениев человечества; индивидyальное воздействие отдельных пpоизведений композитоpов; воздействие на оpганизм человека тpадиционных наpодных напpавлений в мyзыке, а также совpеменных напpавлений.

Постепенно накапливаются наyчные данные, подтвеpждающие знания дpевних мудрецов о том, что мyзыка - мощнейший источник энеpгий, влияющих на человека. Еще в XIX веке yченый И.Догель yстановил, что под воздействием мyзыки меняются кpовяное давление, частота сокpащений сеpдечной мышцы, pитм и глyбина дыхания, как y животных, так и y человека. Известный pyсский хиpypг академик Б.Петpовский использовал мyзыкy во вpемя сложных опеpаций: согласно его наблюдениям под воздействием мyзыки оpганизм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтеpев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кpовообpащение, yстpаняет pастyщyю yсталость и пpидает физическyю бодpость.

Музыка и, в особенности, ритм широко использовались при проведении обрядов и иных культовых действий. Достаточно ярким примером этому может служить шаманская практика, известная у разных народов мира. Специально подобранные и отшлифованные опытом поколений ритмичные удары шаманского бубна способствовали вхождению в особые состояния сознания как самого шамана, так и зрителей-участников.


 

5. Применение музыкотерапии в современной медицине


Музыкотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании музыкальных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.

Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:

1.) Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

2.) Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

3.) Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

4.) Повышение эстетических потребностей.

Уже давно известно, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное yльтpазвyковое излучение, за считанные секyнды yбивают тифозные палочки, возбyдителей желтyхи и виpyсы гpиппа, что под воздействием опpеделенных типов мyзыки yскоpяет свое движение пpотоплазма клеток pастений и многое дpyгое.

Использование определённых музыкальных звуков также применяется для лечения сахарного диабета. Было yстановлено, что междy ypовнем сахаpа в кpови и психическим состоянием сyществyет пpямая связь.

Таким обpазом, изменяя и pегyлиpyя свое психическое состояние, человек может изменить ypовень сахаpа в кpови. В этом большyю помощь оказывают аyдиокассеты с записью звyков пpиpоды: шyма пpибоя, пения птиц, pокота океанских волн, pаскатов гpома, шyма дождя.

Музыка давно используется в психотерапевтических целях. Ее применяют при лечении нервных расстройств. Спокойная мелодичная музыка благоприятно воздействует на человека. Она не мешает выполнению работы, способствует концентрации внимания. Исследования показали, что водители, слушавшие в пути спокойную музыку, реагировали на опасность на 10% быстрее, чем водители, в кабине которых звучала громкая ритмичная музыка.

Недавно yченые из гетингемского yнивеpситета в Геpмании пpовели интеpесный экспеpимент: испытали на гpyппе добpовольцев эффективность сpедств для сна и магнитофонные записи колыбельных песен. На yдивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был y испытyемых кpепким и глyбоким.

Создатель мyзыкальной фаpмакологии амеpиканский yченый Роббеpт Шофлеp пpедписывает с лечебной целью слyшать все симфонии Чайковского и yвеpтюpы Моцаpта, а также "Лесного цаpя" Шyбеpта. Шофлеp yтвеpждает, что эти пpоизведения способствyют yскоpению выздоpовления. Ученые из Самаpканда пpишли к выводy, что звyки флейты-пиккало и клаpнета yлyчшают кpовообpащение, а медленная и не гpомкая мелодия стpyнных инстpyментов снижает кpовяное давление (см. приложение № 4. Что может музыка?).

Михаил Лазаpев, вpач-педиатp, диpектоp детского центpа восстановительного лечения, утверждал что классическая мyзыка пpекpасно воздействyет на фоpмиpование костной стpyктypы плода. Под звyки гаpмонической мyзыки pебенок еще в лоне матеpи бyдет гаpмонично дyховно и физически pазвиваться. Исследования центpа под pyководством Лазаpева показали, что мyзыкальные вибpации оказывают влияние на весь оpганизм. Они благотвоpно влияют на костнyю стpyктypy, щитовиднyю железy, массиpyют внyтpенние оpганы, достигая глубоко лежащих тканей, стимyлиpyя в них кpовообpащение. Слyшая отдельные классические произведения, беременные женщины излечиваются от сеpдечно-сосyдистых заболеваний, pазличных неpвных pасстpойств, то же самое пpоисходит и с плодом. Особенно pекомендyется слyшать бyдyщим мамам пpоизведения Моцаpта.

Кстати, специалисты считают мyзыкy Моцаpта феноменом в области воздействия мyзыки на живые оpганизмы. Напpимеp, бpитанский наyчный жypнал "Nature" опyбликовал статью амеpиканской исследовательницы из калифоpнийского yнивеpситета, доктоpа Фpанзис Раyшеp о положительном влиянии мyзыки Моцаpта на человеческий интеллект. Возможно ли, чтобы она вызывала не только эмоциональные пеpеживания , но и способствовала большей эффективности умственного тpyда? Проведенные эксперименты подтверждают, что это действительно так. После пpослyшивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого "коэффициента интеллектуальности" y участников эксперимента на несколько баллов. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности y всех участников эксперимента - как y тех, кто любит Моцарта, так и y тех, кому она не нравится.

В свое время Гете отмечал, что емy всегда работается лучше после пpослyшивания скрипичного концерта Бетховена. Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазypки Шопена, рапсодии Листа помогают одолеть тpyдности, превозмочь боль, обрести дyшевнyю стойкость.


 

7.Наши наблюдения и результаты.


В нашем сложном земном мире любое явление можно направить и в положительную и в отpицательнyю стороны. Музыка - не исключение.

Наблюдение 1.

Мы выяснили, что классическая музыка благотворно влияет на человека.

Специалисты в области музыкотерапии составили перечень музыкальных произведений для гармонизации различных состояний человека.

Для наблюдения мы выбрали «Маленькую ночную серенаду» В.А.Моцарта и фрагмент сюиту №2 И.С. Баха.

Ученые утверждают, что музыка Моцарта – это отличная «гимнастика» души, чудесное средство для улучшения самочувствия после эмоционального напряжения. Музыка Баха способна уменьшить состояние агрессивности, конфликтности и напряженности в отношениях с окружающим миром.

Участниками наблюдения стали учащиеся 5 «А» класса, которые пришли в класс после контрольной работы. Перед учащимися была поставлена задача:

слушая музыкальные фрагменты, выбрать из семи основных цветов цвет, который соответствует их настроению и состоянию.

Получились следующие результаты:


цвет 1.В.А.Моцарт.

Маленькая ночная серенада. 2. И. С. Бах.

Сюита № 2

красный 24,6 % 19,6 %

желтый 19,6 % 32,6 %

синий 18,2 % 17,4 %

зеленый 17,4 % 11,7 %

коричневый 12,2 % 10 %

черный 8 % 8,7 %

Психологи утверждают, что:

Красный цвет означает – активность, жизненная энергия, стремление к успеху;

Желтый – ожидание, расслабление, стремление к новому, неопределенное или мечтательное настроение;

Синий – покой, гармония, эмоциональная стабильность, нейтральное настроение;

Зеленый – настойчивость, уверенность в себе, спокойное или пассивное настроение;

Коричневый - тревога, взволнованное настроение;

Черный – отвержение, протест, недоверие, неприятие, унылое настроение.

Таким образом, мы видим, что предлагаемые музыкальные примеры оказали благоприятное воздействие на душевное состояние большинства учащихся.


Наблюдение 2.

Многие направления современной музыки действуют pазpyшительно на человеческий организм.

«Сила звука, которую может выдержать человек, обратно пропорциональна его умственному развитию», - сказал один мудрый чловек.

Сила звука измеряется в децибелах. Продолжительный звук свыше 80 децибел вреден для здоровья. Ну а максимальный порог для человека – 120 децибел.

Как же определить эти самые децибелы? Возьмем для сравнения: шепот, шелест листьев – это 20-30 децибелов. Это идеальная сила звука для того, чтобы прийти в себя, восстановить утраченное спокойствие духа. Но чтобы послушать подобную «тишину» вам придется отправиться в лес.

Обычная разговорная речь (или разговоры в классе) составляет 40-60 децибел. (Хорошо, если на перемене всему классу не захочется от души покричать).

Громкая речь и шум улицы днем – 60-70 дец.

Громкая музыка в исполнении ансамбля и шум несущего грузовика – 70-80 дец.

Сильный крик, стук колес поезда – 80-90 дец.

Шум авиамотора, концерт рейва или тяжелого рока – 100-120 дец.

Шум взлетающего «Боинга» - 120-140 дец.

Наблюдение №2.

Рассмотрим результаты анкетирования учащихся старших классов.

(В опросе участвовали 44 человека.)


Анкета на тему «Музыка в жизни молодежи»


1.Что для вас есть музыка?

А) отдых, вдохновение, настроение, отвлечение от проблем - 63%

Б) Жизнь, все – 27%

В) Хобби, увлечение – 6%

Г) Люблю слушать – 43%

Д) Люблю танцевать - 13%

2.Какую музыку Вы слушаете для поднятия настроения?

А) Спокойную – 9%

Б) Энергичную – 13%

В) Хип-хоп, рэп – 27%

Г) Клубную, поп – 40%

Д) Другой стиль – 35%

3. Какой жанр музыки Вам больше нравится?

А) Современная популярная музыка – 27%

Б) Рок – 54%

В) Классическая европейская – 9%

Г) Электронная – 27%

Д) Джаз, народная музыка – 6%

Е) Духовная музыка – 7%

4. Как любите слушать музыку?

А) Громко – 52%

Б) Очень громко – 38%

В) Тихо – 0%

Г) Умеренно - 6%

Д) В наушниках - 40%

5. Играете ли Вы на музыкальном инструменте? – 27%

 

Анализ результатов анкетирования показал, что музыкальные предпочтения многих учащихся могут привести к серьезным нарушениям слуха и значительным изменениям в психике: напряженности, конфликтности, агрессивности, ухудшениям общего самочувствия.

Конечно, вряд ли характер человека подвергнется сильным изменениям, если он невзначай послушал пару песен по радио, а затем отправился выполнять свои повседневные обязанности. Здесь речь идет именно о любителях музыки, о тех, кто не может жить без этих ритмов, у кого большая часть воспринимаемых звуков - это музыка.


Наблюдение 3.

Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания, развивать поведенческие навыки.

Наша группа нашла этому подтверждение, проводя ряд психологических наблюдений на уроках музыки в 1- х классах, где в качестве музыкальной зарядки проводились игры:


 «Флажок» (Преодоление гиперактивности, развитие самоконтроля)

 «Повтори за мной» (Развитие моторно-слуховой памяти)

 «Будь внимателен!» (Снижение возбужденности, стимулирование внимания, обучение быстрому и точному реагированию)

Через 2-3 месяца регулярных проведений музыкально – игровых упражнений появились первые результаты: первоклассники адаптировались в новых условиях, стали более внимательными, сосредоточенными, менее напряженными.


 

Заключение.


Музыка - это столь прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и неоднозначное искусство, что описать её воздействие на человека в пределах данной исследовательской работы просто не представляется возможным. И как бы просто это не казалось, многие учёные продолжают изучать её влияние на человеческую психику. Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий.

Процесс отбора основополагающих музыкальных ценностей включает в себя оценочное познание, в ходе которого сопоставляются и выбираются ценности, особо значимые для личности. Понять - это значит почувствовать, пережить эмоционально, а не пойти на поводу у моды сегодняшнего дня. Любое общество нуждается в сохранении и овладении опытом культурного наследия прошлого. В общении с классическими музыкальными произведениями высокого искусства внутренний мир каждого человека меняется в лучшую сторону, обогащается. Вот некоторые высказывания выдающихся людей о влиянии музыки на человека.

«Музыка способна оказывать известное воздействие на этническую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». (Аристотель, древнегреческий философ).

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Она наполнит гармонией мира их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни». (В.Г. Белинский, русский писатель).

«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека». (В.А. Сухомлинский, педагог).

Изучив целительные свойства музыки, ее полезное воздействие на человека, можно использовать эти знаний, например в организации школьной жизни и значительно улучшить здоровье окружающих.

Так умело подобранное содержание «музыкальных переменок» поможет преодолеть гиперактивность, развить самоконтроль учащихся, а, следовательно, избежать случаев травматизма и нарушения дисциплины.

Музыкальные «пятиминутки» на уроках могут развить активное внимание, способность к сосредоточению, моторно-слуховую память, способствовать эффективности умственного труда или, наоборот, успокоить, снять состояние стресса.

Музыка, звучащая в медицинском кабинете, поможет преодолеть чувство страха, утешить боль, улучшить сердечно-сосудистую деятельность и процессы обмена.

Двухчасовая программа по музыке и ежемесячные внеурочные музыкальные мероприятия будут стимулировать центры положительных эмоций, вызывать подъем духа и творческую активность.

Подводя итог вышеизложенному, хочется верить, что многие люди поймут: музыка предназначена не только для развлечения и отдыха, но и для гармонизации психоэмоционального и физического состояния человека.

Поскольку процесс формирования общечеловеческих духовных ценностей через музыкальную культуру находится в прямой зависимости и от общеобразовательного уровня всего населения, необходимо объединить усилия музыковедов, социологов, педагогов, всей общественности для того, чтобы открыть «большой музыке» дорогу в школьные стены.

Верим, что в XXI веке целительные свойства музыки будут служить во благо человечества.



IV. Список использованной литературы


1. Блаватская Е.П. Из пещеp и дебpей Индостана. - М.: Автоp, 1991. - с.218.

2. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. т.1, гл.XIV.

3. Блейз О.С., Все о музыке; "Астрель", Балашиха, 2000;

4. БЭС; "Советская энциклопедия", Москва, 1978

5. Вилли К., Детье В., Биология; "Мир", Москва, 1974;

6. Ефимов В.А., Элементарная теория музыки; "Государственное Издательство БССР", Минск, 1948;

7. Жаров А., Песни великого подвига. М.: Художественная литература. 1985;

8. Журнал "Бyдь здоpов" 1/95;

9. Журнал "Семейный доктоp" 6/96;

10. Журнал "Целительные силы" 1/96;

11. Зильберквит М., Мир музыки; "Детская литература", Москва, 1988

12. Монpо Д. 21 ypок Меpлина. Магические знания дpyидов. - Киев: София, 1996. - с.277-286.

13. Чеpедниченко Т.В. Мyзыка в истоpии кyльтypы. - Долгопpyдный: Аллегpо-пpесс, 1994. -с.199.

14. Чубаров Л., Музыка в солдатской шинели. М. 1984


__________________________________________________________________________________________

Приложение № 1.


 

Орган слуха человека

 Наружное ухо: 1 – ушная раковина; 2 – слуховой проход; 3 – барабанная перепонка.

 Среднее ухо: 4 — полость среднего уха; 5 — слуховая труба; косточки среднего уха: молоточек (а), наковальня (б), стремечко (в).

 Внутреннее ухо: 6 — улитка; 7 — слуховой нерв.

 Вестибулярный аппарат: 8 — преддверие с мешочками; 9 — полукружные каналы



___________________________________________________________________________________________



Приложение № 2.


 

Музыкальные произведения для гармонизации

различных состояний человека.


Для каких состояний Музыкальные произведения

Для уменьшения агрессивности, конфликтности и напряженности в отношениях с окружающим миром. А. Вивальди «Времена года» (зима)

Ф. Шопен Концерт № 2 для ф-но с орк.

Р. Шуман «Детский уголок»

И.С. Бах Кантата №2

Л. Бетховен «Лунная соната»


От озлобленности И.С. Бах «Итальянский концерт»

Й. Гайдн Симфонии


Для уменьшения чувства скованности, тревоги, неуверенности в своих силах и благополучном исходе происходящего Л. Бетховен Симфония № 6

Ф. Шопен Полонез № 6

Й. Гайдн Квартет № 2

И. Штраус Вальсы


Для общего успокоения, умиротворения и согласия самим собою Ф. Шуберт «Ave Maria», Ф. Лист «Обручение» К. Сен-Санс «Лебедь», К. Дебюсси «Лунный свет», П.И. Чайковский Серенада До мажор Балетная сюита ор.66

И. Брамс «Колыбельная»


Для улучшения общего самочувствия после эмоционального напряжения Л. Боккерини Менуэт, Ф. Шопен Вальсы

В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

И.С. Бах Мелодия из сюиты № 3


Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия и настроения, повышения активности Ф.Лист «Венгерская рапсодия» № 12

А. Хачатурян «Галоп», «Вальс»

Ф.Шопен Вальс до-диез минор


Для создания чувства радости Дж. Гершвин «Голубая рапсодия»

И. Штраус «Сказки Венского леса»





_________________________________________________________________________________________



Приложение № 3.


 

Из воспоминаний участников

Великой Отечественной войны.


«Впервые услышали мы эту песню, вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Виктор Васильевич Салтанов из города Балаково Саратовской области, - где-то в начале 1945 года, и она сразу влилась в наши солдатские сердца.

Текст песни переписывали друг у друга и в минуты передышек между боями доставали из карманов солдатских гимнастерок листок с ее словами и напевали, собираясь вместе. Песни глубоко трогали наши сердца, а руки наши еще крепче сжимали оружие…»

_______________




«Тот вечер, перед схваткой с фашистами в небе, оставил глубокий след в памяти. Вокруг на траве лежали боевые друзья. Каждого из нас томила неизвестность: что-то будет завтра. <…> Музыка в тот вечер особенно трогала сердца. В небе сверкают звезды, вокруг друзья, вспоминаются родные и близкие, оставленные в Москве, а рядом нежная песня баяна. Хотелось сделать что-то необыкновенное – совершить подвиг, отдать жизнь за товарищей!» - вспоминал летчик-испытатель полковник И.П. Максимов.

_______________




Выдающийся советский пианист, народный артист РСФСР Александр Данилович Каменский вписал славную страницу в героическую историю блокадного Ленинграда. Не прекращая напряженной работы, он дал в эти дни в родном городе более 600 концертов – в воинских частях, на военных кораблях, в госпиталях, в концертных залах, всюду, куда звала его растревоженная жизнь…

(Из блокадного дневника).




____________________________________________________________________________________________





Приложение № 4.


 

Что может музыка?


1. Пробуждать жизненные силы.

Музыка возвращает человеку веру в жизнь. Музыка может убедительно показать человеку красоту мира, напомнить ему о Божественной гармонии ритмов, которыми дышит Вселенная. Именно поэтому воздействие музыки на человека столь велико, что может удержать его от самоубийства или помочь в опасной болезни.


2. Релаксация.

Музыка позволяет нам войти в состояние расслабления. Для современного человека, ежедневно подвергающегося различным стрессам, это неоценимое качество.


3. Гармонизация личности.

Прекрасная, одухотворенная музыка усиливает высшие стороны человеческой натуры.


4. Оздоровление организма.

Ученые после исследований выявили влияние музыки на конкретные органы. С помощью определенной музыки можно ослабить или усилить работу органа, музыка помогает свертыванию крови, быстрому заживлению тканей, нормализует давление, помогает при аритмии сердца.

Давно было замечено, что разные музыкальные инструменты влияют на разные органы и разные части человеческого тела.

Флейта воздействует на головной мозг.

Кларнет влияет на правое полушарие мозга (полушарие, отвечающее за эмоциональное, внелогическое мышление).

Тромбон воздействует на костную систему организма, снимает зажимы в позвоночнике.

Арфа гармонизирует работу сердца, избавляет от аритмии.

Орган – это король всех инструментов. Он приводит человека в состояние гармонии.

Хоровое пение действует на область солнечного сплетения, «отогревает» сердце.

Колокольный звон – это необычайно мощная вибрация звуковой волны. Эта волна обладает большой целительной силой. Исследования показывают, что сильно звучащий колокол очищает пространство от болезнетворных микробов.

Симфонический оркестр, в котором задействовано множество инструментов, способен воздействовать на человека вцелом, т.к. имеет очень гармоничный состав


 

Композиторы.


 

Бах. Музыка Баха – великолепное средство для гармонизации личности. В современном музыкальном строе – 24 тональности, каждая из которых имеет свою окраску, свой эмоциональный тон. И не случайно у Баха есть произведение «24 прелюдии и фуги». В этих произведениях есть все, что может предложить человеку музыка.

Бетховен. Музыка Бетховена – прекрасное средство от стресса. Его 9 симфония с заключительной одой «К радости» - самая жизнеутверждающая музыка. Музыка Бетховена пробуждает оптимизм, вселяет в нас веру и желание жить.

Моцарт. Музыка Моцарта – это отличная «гимнастика» души, а его 41 симфония великолепно поднимает тонус, улучшает настроение, снимает эмоциональное напряжение.

Чайковский. Музыка его для тех, кто «огрубел» душой. Она вызывает слезы. Это музыка очищения.


Конечно же существует и другая музыка, которая поможет при различных стрессах, например очень успокаивает музыка на фоне звуков природы (пения птиц, журчания ручейка, шума прибоя и т.д.), музыка в стиле «Нью-Эйдж», композиции Анугамы и Курунеша, Китаро, которые замечательно снимают напряжения бурного дня.


 

Данная Научно-Исследовательская Работа представлена Международным Домом Музыки!!!

 

http://www.mmdm.ru/abonements 














Дата: 10.04.2012 (Прочтено: 11274)
Copyright © QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONAL   Все права защищены.


Напечатать статьюНапечатать статью
Отправить статьюОтправить статью

Комментарии к статье

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.
(Для регистрации надо иметь E-mail и подтвердить регистрацию)



PARTNERS CONTACTS GUESTBOOK REGISTRATION

При цитировании материалов ссылка, гиперссылка для Интернет, обязательна.