Японский сад и домик для чайной церемонии.
В 7-10 века нашей эры среди японских ритуальных садов выделились сады символизирующие рай (Чистую землю - Jodo) и эзотерические сады для медитации и передачи знаний от учителя ученику. Расцвет эзотерических японских садов наступил в 14-16 вв. под влиянием дзен-буддизма. Японские дзен сады выполнялись в двух вариантах: с прудиками, символизирующими бесконечность течения жизни и в виде "сухих" садов камней, где галька символизировала воду. Дзен-буддийские японские сады имели две прикладные разновидности: ритуальный сад для японской чайной церемонии и монастырские сады для воинов, где самураи постигали воинское искусство в процессе направленной медитации. Дальнейшее развитие эзотерических дзен-буддийских японских садов привело к появлению в 17-19 вв. еще двух типов садов: японский медитативный сад (чаще всего "сухой" сад камней) исключительно для созерцания (Tsubo) и медитативный прогулочный сад, дающий возможность совершить "путешествие" по жизненному пути в миниатюре. В конце XIX и начале XX века под влиянием Западной культуры стали формироваться современные варианты японских садов, которые оказали огромное влияние на развитие садово-паркового искусства по всему миру, и справедливо считаются вершиной этого прекрасного вида творчества. Современные японские сады называются Teien, что является производным от слов niwa (место поклонения духам Kami или площадка перед домом) и sono (место для выращивания растений). До Второй мировой войны сады в Японии устраивались главным образом при храмах и в усадьбах аристократов, религиозных деятелей и воинов. Существовал отдельный тип японских садов - эрмитажные сады (например сад 17 века Шисен-до в Киото), то есть сады отшельников - чаще всего самураев или правительственных чиновников, отошедших от службы и посвятивших свою жизнь учению буддизма и медитации. В послевоенное время японские сады стали развивать и перед общественными зданиями, отелями, ресторанами и домами представителей среднего класса. Стала популярной комбинация японских садов и спа-заведений-гостиниц с уличными горячими купелями (сенто), где посетители могут созерцать медитативные пейзажи, находясь в горячих купелях.
Японское государство использует искусство создания садов в качестве средства знакомства с японской культурой и образом жизни во всем мире. Практически во всех основных крупных городах мира в разное время (начиная с 20 века) японцами были развиты традиционные садики и сады. Наиболее известные японские сады находятся в США. Также известны японские сады в Канаде, Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Финляндии (в Восточном Хельсинки в районе Roihuvuori 1990-1998 гг.) и Польше. В России японские сады были созданы в Санкт Петербурге и Москве. В Москве японский сад появился в Главном Ботаническом саду РАН в в 1983-1987 годах по проекту ландшафтного архитектора Кена Накадзимы. В Санкт Петербурге традиционный японский сад для чайной церемонии развивался в 2010-2013 годах под руководством профессора Со-Катоку Института Икэнобо (школы икебаны) госпожи Ямады Мидори. Петербургский японский сад является традиционным японским чайным садом Roji ("влажная (росистая) земля"), то есть садом для подготовки проведения дзен-буддийской чайной церемонии. Недаром первоначальное значение термина Roji было "Сад Пути".
Японская и Китайская Чайная Культура очень сильно перекликается... Их можно назвать 'сестрами близнецами', очень похожими по основным духовным характеристикам, но все же имеющим свою 'собственную индивидуальность'...В основном она отражается в ландшафтном пейзаже чайных храмов и садов, а также в стиле 'предложения' чайной церемонии...
В любом случае, это действительно очень Высокое Искусство, и даже можно сказать : "Медитативная Духовная Практика", общение с целительными свойствами Чая, в гармонизирующей атмосфере...
Если вы ни разу не посещали Храм Чайной Культуры, то мы с радостью по делимся с вами некоторыми полезными ссылками:
( Клуб Чайной Культуры Железный Феникс)
( Клуб Чайной Культуры в центре Москвы)
( Клуб Чайной Культуры Дом Белого Журавля)
( Чайные Церемонии в Культурном Центре Белые Облака)
( Даосский Центр ДАО ДЭ )
Мистерия Японского Сада в ФОТОКОЛЛЕКЦИИ
Всех Благ, Журнал НООСФЕРА (NOÕSPHÉRE)