| Надя Леже. Автопортрет |
| Фернан Леже. Портрет Нади |
Нынешний год - год франко-русской дружбы, и поэтому мы часто вспоминаем сейчас людей, причастных к обеим культурам, среди которых русские жёны французских поэтов и художников занимают далеко не последнее место. Надя Леже (Надежда Петровна Ходасевич) родилась в... К сожалению, точная дата рождения художницы до сих пор неизвестна. Даже по году рождения есть расхождения в источниках, наиболее популярные даты - 1902 и 1904 годы. Зато доподлинно известно, что родилась Надя в ноябре. Но это - нормальное явление для женщин, склонных "убавлять" себе годы и мистифицировать таким образом окружающих. Меня это мало удивляет, потому что, например, моя мама "придумала" себе не только год рождения, но и месяц, и даже день. И всё это категорически расходилось с паспортными данными.
Маленькая Надя почему-то была уверена в том, что все настоящие художники живут в Лувре. Оказаться среди них стало её самой заветной мечтой, которая спустя некоторое время сбылась. Пёстрая биография Надежды, ставшей французской коммунисткой и участницей Движения Сопротивления, показывает, что что коммунизм не был чисто русской или еврейской выдумкой. Последние очень хотели стать первыми, и интернациональный пролетариат постоянно пополнял выходцами из бедных слоёв населения ряды коммунистов и социалистов. Франция не была исключением. О чём мы говорим, если коммунистом был даже великий Пабло Пикассо! Принадлежность к партии Мориса Тореза очень помогда Надежде, уже после смерти своего мужа Фернана Леже, стать своеобразным культурным послом хрущёвской оттепели.
| Фернан Леже, «Женщина с двумя хрюшками» |
Когда мы говорим "авангард", мы обычно подразумеваем рафинированное искусство интеллигенции. Парадокс заключается в том, что на заре ХХ века авангардное искусство было пролетарским и революционным. Затем, в Советском Союзе, авангардистов обвинили в "формализме", а единственно правильным течением в искусстве был объявлен социалистический реализм.
| Пикассо, Фернан и Надя Леже, из архива Александра Розенблюма |
На Западе же авангард продолжал развиваться по-прежнему, и никто не пытался девальвировать его ценность. Можно только восхищаться мужеством Нади Леже, организовавшей в самом центре Москвы, в музее изобразительных искусств им. Пушкина, выставку авангардных работ Фернана Леже. Один зал Надежда Петровна заполнила своими работами, а ещё один - работами своего гражданского мужа художника Жоржа Бокье. Ирина Антонова, директор музея, вспоминает, что Надежда Леже каждый день приходила на выставку в новой норковой шубе. Всё это немного шокировало наших сограждан и плохо вязалось с пролетарским происхождением самой Надежды. Но она объяснила такой "эксгибиционизм" тем, что, видя её роскошные туалеты, люди подумают о том, как хорошо продаются картины её покойного мужа, и это сразу повысит им цену. Как видим, элементы пиара были не чужды Надежде Петровне. Но она вообще всегда хорошо одевалась и брала "шефство" над нашими артистами и писателями, приезжавшими во Францию, заботилась, чтобы они тоже выглядели достойно на фоне западных коллег.
| Надя Леже, портрет Льва Толстого. Выставка в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына |
Широта души этой женщины поражала. Она подарила своей исторической родине не только множество своих мозаик и работ мужа, но и около 2000 факсимильных копий величайших произведений мирового искусства из французских музеев. К сожалению, благодаря нашему разгильдяйству, многие из этих работ были утеряны или разворованы, и сейчас правнучка Нади Леже Натали Самойлова, пианистка, искусствовед, наследница не только Надежды Петровны, но и великой русской династии актёров Самойловых, пытается найти эти утерянные семейные реликвии.
Поэт, переводчик, литератор Александр Карпенко
|