| На фото Мишин Василий Павлович (в центре), Соломатина Роза Петровна |
18 января исполнилось бы 95 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка Василия Павловича Мишина (1917-2001 г. г.) – первого заместителя главного конструктора ОКБ ракетно-космической техники № 1, известного учёного в области механики, процессов управления и физико-технических проблем энергетики, академика АН СССР, Героя Социалистического Труда, заслуженного изобретателя РСФСР.
Василий Павлович родился 18 января 1917 года в г. Орехово-Зуево в семье рабочего-мастерового. Рано потеряв отца, начал работать в колхозе, одновременно окончил сельскую школу-семилетку в 1932 г. В 1935 г. окончил ФЗУ при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Работал слесарем в цехе особых заданий ЦАГИ. В 1941 году окончил МАИ (факультет вооружения). Во время учебы в институте занимался в аэроклубе института, получил квалификацию инструктора-планериста.
В 1970-е г. г., когда Центральным конструкторским бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) вместо С. П. Королёва руководил В. П. Мишин, конструкторы Орехово-Зуевского Конструкторского бюро кислородного оборудования во главе с П. И. Зимой разработали изделия, входившие в состав бортовой системы жизнеобеспечения экипажа космических кораблей. Разработчики: А. Н. Терентьев, В. Я. Терещенко и Г. Н. Шувалов. Комплект изделий после заводских испытаний был передан заказчику для проведения летных испытаний в составе объекта. В СКБ г. Орехово-Зуево также создали комплект агрегатов бортовой кислородной системы скафандра по программе «Луна» (разработчики А. Н. Терентьев и В. Я. Терещенко). Комплект изделий успешно прошел все виды заводских испытаний и был передан заказчику для проведения летных испытаний. Однако, дальнейшие работы были приостановлены в связи с закрытием работ по теме «Луна» в 1974 г..
После окончания в 1941г. Московского авиационного института В. П. Мишин работал в научно-исследовательских и конструкторских организациях. С 1959 г. он – профессор МАИ. Основные его труды посвящены вопросам прикладной механики.
В годы Великой Отечественной войны работал в ОКБ № 293, которое возглавлял талантливый авиаконструктор В. Ф. Болховитинов. Наиболее удачная разработка В. П. Мишина в военные годы – дистанционно управляемые двухпулеметные авиационные установки, высоко оцененные специалистами. Установки Мишина устанавливались сразу на нескольких серийных бомбардировщиках конструкций А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина и некоторых других.
В конце войны ОКБ Болховитинова было поручено создание ракетного истребителя-перехватчика БИ. Мишин был подключен к работе над жидкостно-ракетной установкой самолета. Когда после появления на фронте в 1944 году немецких реактивных истребителей был спешно создан НИИ ракетной авиации (НИИ-1). Там Мишин разработал проект высотной исследовательской ракеты на основе двигателя самолета БИ. В 1945 году В. П. Мишин, был включен в состав бригады инженеров, направленных в Германию на поиски ракетной техники и документации. Там Мишин познакомился с С. П. Королёвым, нашел часть технической документации ракеты Фау-2, возглавил опытное расчетно-теоретическое бюро, в котором был восстановлен полный комплект этой документации.
С 1946 года в течение 20 лет В. П. Мишин был бессменным первым заместителем С. П. Королева и его ближайшим соратником-единомышленником. Первоначально они работали в НИИ-88, где В. П. Мишин был руководителем проектного бюро в 3-м отделе. Затем – первый заместитель главного конструктора ОКБ-1. Один из ведущих разработчиков первой советской ракеты Р-1 (дальность полета 270 км, запущена в 1948), Р-2А (с дальностью полета 590 км, запущена в 1950), ракеты Р-3 дальностью полёта до 3000 км, первая стратегической ракеты Р-5 с дальностью полета 1200 км и отделяющейся боевой частью (разработана в 1953), межконтинентальной ракеты Р-7, принципиально новую межконтинентальную ракету Р-9А, предопределившую в процессе разработки революцию в криогенной технике, оперативно-тактической ракеты Р-11 подвижного наземного базирования с дальностью полета 270 км (принята на вооружение в 1955 г.).
В 1955 году Мишин участвовал в разработке ракеты Р-11 ФМ с базированием на подводной лодке и несущая ядерный заряд. В 1956 году прошла успешные испытания ракета Р-5М с ядерным зарядом. За выдающиеся заслуги в создании баллистической межконтинентальной ракеты Р-5 Василию Павловичу Мишину присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Затем В. П. Мишин создавал проекты ракет-носителей «Восток», «Союз» и «Молния». Велики заслуги Мишина и в успешных запусках первой межконтинентальной ракеты Р-7 в августе 1957 г., по выведению на орбиту первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г., в организации первого полёта человека в космос 12 апреля 1961 г.
В. П. Мишин играл огромную роль и в иных разработках: в запусках межпланетных станций «Луна» (1959); автоматической межпланетной станции «Венера-1» (1960); создание космического автоматического спутника-разведчика «Зенит» (1962); выведение на орбиту первого спутника связи «Молния-1» (1965); облёт Луны и возвращение на Землю пилотируемого корабля «Зонд» в автоматическом режиме (1968).
После внезапной смерти С. П. Королева в январе 1966 года В. П. Мишин назначен Главным конструктором ОКБ, получившего наименование Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). На этом посту Мишин не смог полностью заменить С. П. Королёва, в результате чего в 1966-1968 годах были существенно снижены темпы работ. В ЦКБЭМ при Мишине создан пилотируемый корабль «Союз» и первая советская орбитальная станция «Салют», разработана и доведена до летных испытаний лунная ракета-носитель Н-1. В отличие от Королёва, Мишин не мог сопротивляться диктату партийного руководства и был вынужден производить запуски недоработанных космических аппаратов к юбилейным датам. Следствием стали такие трагедии, как гибель «Союза-1» с космонавтом В. Комаровым в 1967 г., гибель «Салюта» летом 1971 г. с экипажем (космонавты Г. Добровольский, В. Волков, В. Пацаев), четыре неудачных пуска ракеты Н-1. Высадка американских астронавтов на Луну означала проигрыш Советского Союза в «лунной гонке», после чего руководство КПСС и СССР потеряло интерес к этой теме.
Обладая выдающимся талантом конструктора, Мишин имел достаточно сложный характер. Существуют различные точки зрения на деятельность академика Мишина на посту Главного конструктора ЦКБЭМ, вплоть до самых полярных. В 1974 г. В. П. Мишин был освобожден от руководства ЦКБЭМ. Однако он не пал духом и развернул преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность в Московском авиационном институте, где он ещё в 1959 году организовал кафедру проектирования и конструкции космических аппаратов. На посту руководителя этой кафедры он проработал до последних дней своей жизни. Он – автор многочисленных передовых научно-технических разработок, научных трудов и учебников, в том числе – «Дневников ракетчика», уникального «документа эпохи», представляющего особый интерес для профессионалов.
Жил в Москве. Скончался 10 октября 2001 г. Похоронен на Троекуровском кладбище.
В Москве и городе Королёв Московской области на домах, в которых жил академик, а также на здании МАИ, установлены мемориальные доски.
Евгений Голоднов, краевед.
Источники:
1. БСЭ (Большая советская энциклопедия).
2. Архивы ОЗКБКО (ныне – ОАО «КАМПО»).
3. Официальный сайт «Роскосмоса» http://www.federalspace.ru/http:/
4. «Василий Павлович Мишин: Ракетчик и его эпоха». О. М. Алифанов, член-корреспондент РАН, декан Аэрокосмического факультета Московского авиационного института Д. Б. Пайсон, к. т. н., ЦНИИ машиностроения.
5. Патриотический Интернет проект "Герои Страны" http://www.warheroes.ru/
|